На Петербургском международном экономическом форуме, прошедшем в июне 2021 года, был озвучен проект сети из 10 тысяч фандоматов для приема пластиковой, стеклянной и алюминиевой упаковки, представленный журналистам главой Российского экологического оператора (РЭО) Денисом Буцаевым, сообщили "Ведомости".
По словам Д. Буцаева, проект призван обеспечить рост показателей по утилизации перерабатываемого сырья: фандоматы позволят каждый год собирать до 78 900 т разделенных на фракции отходов, в 2022 г. таким образом можно обеспечить утилизацию 1,7% от образующихся в стране 60 млн. т твердых коммунальных отходов (ТКО). За день один фандомат способен принять до 600 единиц упаковки.
В 2021 г. пилотные фандоматы установят в трех российских регионах – Челябинской, Белгородской и Нижегородской областях, в 2022 году – еще в семи (в каких, Д. Буцаев не уточнил). Вложения в проект РЭО оценивает в 6 млрд руб. в 2021–2022 гг., проект планируется окупить за шесть лет.
Финансирование будет суммироваться из лизинга, субсидий из региональных и федерального бюджетов, средств РЭО и средств инвесторов. «25% составят субсидии государства, еще 10% – регионов», – уточнил Д. Буцаев.
Согласно данным Российского экологического оператора, на сегодняшний день в России существует четыре основных производителя фандоматов. Это «Современный рециклинг» (Подольский район), «Тарас» (Волгоград), «Экоплатформа» (Нижний Новгород), «Экотехнологии» (Санкт-Петербург, Тверская обл.). Мощности каждого из производителей позволяют выпускать от 300 до 600 фандоматов в месяц. Цена каждого аппарата составляет от 300 тысяч до 650 тысяч руб. Д. Буцаев предполагает, что для решения вопроса утилизации упаковки в целом по России необходимо установить 150 тысяч подобных фандоматов. С его слов, в ближайшем будущем до 2% отходов возможно будет собирать через автоматизированные пункты сдачи. Для сравнения, в Германии сейчас работает 135 тысяч такого рода фандоматов.
Аппараты планируется устанавить в жилых комплексах, торговых центрах, транспортных узлах. Предполагается, что за сдачу тары люди будут получать скидки в магазинах, бонусы или баллы. В настоящее время по этому вопросу идут активные переговоры с крупнейшими российскими ритейлерами – «Перекрестком», «Магнитом», «Пятерочкой», «Глобусом», «Лентой», «Метро» при содействии Ассоциации компаний розничной торговли («Акорт»), указано в презентации РЭО.