Индустрия авиаперелетов перенесла шок в 2020 году, когда пандемия COVID-19 привела к резкому снижению пассажиропотока и серьезным финансовым и экономическим проблемам для аэропортов. Однако с началом постепенного восстановления отрасли перед аэропортами мира возникли новые вызовы. Количество пассажиров растет, постепенно становясь все более стабильным, однако прежней предсказуемости нет. Эта ситуация, в сочетании с хронической нехваткой персонала, вынуждает аэропортовый бизнес все чаще смотреть в сторону автоматизации — более активного внедрения вендинговой торговли, киосков саморегистрации, станций сдачи багажа, микромаркетов и т.д.
Согласно прогнозам компании SITA (крупнейший ИТ-провайдер в сфере воздушного транспорта, поставляющий решения для авиакомпаний, аэропортов, воздушных судов и правительств), к 2024 году ожидается, что 88% аэропортов будут оснащены киосками регистрации, а 59% будут иметь автоматизированный пограничный контроль. Данная тенденция обусловлена как нехваткой рабочей силы, так и очевидной экономической эффективностью такой бизнес-модели. Клиенты также становятся более открытыми для систем самообслуживания, и они становятся более привычными для пользователей. Растущая популярность систем самообслуживания приводит к тому, что авиапутешественники отдают предпочтение именно этому варианту обслуживания, поскольку оно намного удобнее, чем предыдущие модели. Вместо того, чтобы стоять в длинных очередях к стойкам регистрации, пассажиры могут просто подойти к доступному сенсорному киоску и зарегистрироваться на рейс, сдать багаж или пройти пограничный контроль. Наличие большего количества киосков для регистрации упрощает прохождение предполетных процедур для клиентов, а также позволяет персоналу быть более гибким, помогая тем, кто нуждается в помощи.
Технологии самообслуживания также возможно использовать не только в процессе регистрации. Микромаркеты — это один из ключевых вариантов самообслуживания, который становится все более популярным в аэропортах. Эти торговые точки самообслуживания предлагают широкий выбор продуктов питания и напитков, в том числе полезные для здоровья, и предоставляют путешественникам удобный способ приобрести закуски и другие товары практически на ходу. Микромаркеты также предлагают простые и бесконтактные способы оплаты, позволяющие туристам расплачиваться своей кредитной картой и не беспокоиться о том, где взять или обменять наличные. В то время как аэропорты являются «общественными местами», а микромаркеты традиционно находятся в «закрытых средах», то риски краж снижены и создается ощущение контроля, поскольку потенциальные клиенты уже прошли через систему безопасности аэропорта. Разнообразие продуктов в микромаркетах — не единственное, что значительно улучшает качество обслуживания клиентов. Благодаря более коротким очередям, интуитивно понятным процессам и меньшему количеству языковых и валютных барьеров путешественники будут рады, если эта тенденция станет постоянной. Микромаркеты также могут быть работать круглосуточно и без выходных, предоставляя путешественникам доступ к еде, напиткам и другим товарам, которые могут им понадобиться, даже если другие торговые объекты закрыты.